Воронеж Вторник, 19 января
Общество, 26.11.2020 12:00

Тарифы с потолка: воронежских чиновников уличили в нарушениях на миллиарды рублей в ценах на услуги ЖКХ

А депутаты гордумы хотели задрать цены еще выше.

«Да вы тарифы берете с потолка!», – возмущаются жители Воронежа в адрес чиновников, видя все новые и новые цифры в платежках. А что если это действительно так?

Вряд ли кто-то из воронежцев подробно изучает документацию регионального департамента по государственному регулированию тарифов, возглавляемого Евгением Бажановым.

Зато ее пристально изучила Федеральная антимонопольная служба. И нашла массу нарушений. В распоряжении «Блокнот Воронеж» есть предписание на 41 странице, выданное департаменту Евгения Бажанова заместителем руководителя ФАС Сергеем Пузыревским.

В документе подробно расписано, какие суммы, внесенные в качестве расходов для подсчета тарифа в сфере теплоснабжения, оказались экономически не обоснованы.

Речь идет о ценообразовании при установлении тарифов для филиала ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация» на 2016-2018, 2019-2023 годы. Компанию возглавляет Виктор Назаров — сын теперь уже бывшего депутата Воронежской областной Думы Николая Назарова.

«Блокнот Воронеж» представляет обзор по всем статьям, изученным и проанализированным московскими антимонопольщиками.


Расходы на сырье и материалы

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования на 2016 и 2019 годы отсутствуют анализ и расшифровка экономической обоснованности учтенных расходов. Также не были представлены расчеты каждого вида сырья и материалов с указанием экономически обоснованных объемов их потребления. Не был отражен и анализ фактических затрат регулируемой организации, что является нарушением основ ценообразования.

В итоге в тариф были включены неподтвержденные суммы:

2016 год — 70,6 млн рублей

2019 год — 93,2 млн рублей

Уже неплохо. Едем дальше.



Расходы на ремонт основных средств

Здесь аналогично отсутствовала в экспертных заключениях экономическая обоснованность расходов на ремонт по всем источникам тепловой энергии. Нет ссылок на обосновывающие материалы, а также на локальные сметные расчеты, дефектные ведомости, графики ремонтов и так далее.

В итоге в тариф были включены неподтвержденные суммы:

2016 год — 232,9 млн рублей

2019 год — 282,6 млн рублей



Расходы на оплату труда

А вот тут становится интереснее. У ФАС аналогично возникли претензии к экономической обоснованности расходов и ссылкам на соответствующие документы, но при этом было найдено и еще одно нарушение.

В 2016 году орган регулирования учел количество персонала на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 в количестве 571 человек, что значительно превышает фактическую численность предприятия, считают в ФАС. (Мертвые души?).

В итоге в тариф были включены неподтвержденные суммы:

2016 год — 523,6 млн рублей

2019 год — 672,3 млн рублей



Расходы на оплату услуг и работ производственного характера

Не будем тратить время. Здесь фигурирует все то же отсутствие экономической обоснованности расходов.

В итоге в тариф были включены неподтвержденные суммы:

2016 год — 24,5 млн рублей

2019 год — 28,7 млн рублей



Расходы на оплату иных работ и услуг

Просто процитируем:

«ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, не отражен анализ экономической обоснованности учтенных затрат, в том числе фактических расходов по данной статье за 2014, 2017 годы, что является нарушением пункта 29 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

Таким образом, расходы по данной статье затрат по всем источникам тепловой энергии подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертных заключениях органа регулирования».

В итоге в тариф были включены неподтвержденные суммы:

2016 год — 44,4 млн рублей

2019 год — 58,1 млн рублей



Расходы на служебные командировки

Да, эта статья тоже закладывается в тариф! И в ней нашли те же самые нарушения. В экспертных заключениях органа регулирования не была представлена расшифровка расходов, их экономическая обоснованность, первичная и бухгалтерская отчетности отсутствовали.

«Вместе с тем не отражен анализ размера суточных, стоимости проживания, количества дней командировок и их продолжительности, стоимости проезда к месту командировки и др», – отмечает ФАС.

А тем временем суммы были указаны значительные. Их учитывали при расчете тарифа для населения.

2016 год — 1,047 млн рублей

2019 год — 1,086 млн рублей



Расходы на обучение персонала

«ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует перечень документов, на основании которых органом регулирования определена учтенная сумма затрат».

В итоге были неподтвержденные расходы:

2016 год — 1,4 млн рублей

2019 год — 1,7 млн рублей



Арендная плата

Расходы на арендную плату, включенные в тариф, тоже требовали дополнительного анализа. К такому выводу пришли эксперты Федеральной монопольной службы.

Суммарно за 2016-2019 годы это было 135,8 млн рублей.



Отчисления на социальные нужды

Расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертных заключениях органа регулирования, пишет ФАС. Суммы отчислений следует пересмотреть.

Также антимонопольщики потребовали исключить из учета расходы в размере 15,5 млн рублей. Это часть статьи по оплате труда на котельных №1 и №2 в 2019 году.



Амортизация основных средств и нематериальных активов

Помимо отсутствия экономической обоснованности, ФАС обнаружила, что в материалах регионального департамента по госрегулированию тарифов отсутствуют пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановые периоды регулирования с максимальными сроками полезного использования, а также нет информации о целевом и фактическом использовании амортизационных отчислений.

– Таким образом, расходы по данной статье подлежат дополнительному экономическому анализу и его отражению в экспертных заключениях органа регулирования, – делает вывод ФАС.

В итоге в тариф была включена неподтвержденная сумма в районе 500 млн рублей.


Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам

ФАС проанализировала отчеты о движении денежных средств за 2014, 2015, 2016, 2017 годы и установила, что операционная деятельность ПАО «Квадра» из года в год приносила прибыль.


Антимонопольщики обратили внимание, что погрязшая в долгах «Воронежская теплосетевая компания» находится с февраля 2020 года на стадии ликвидации.

При этом информации о переводе долга этой структуры на ПАО «Квадра» - «Воронежская генерация» и замене стороны по кредитному договору в материалы тарифного дела представлено не было.

– Перенос кредитных обязательств от одной организации к другой в отсутствие правовых оснований влечет за собой включение в состав НВВ (прим. необходимой валовой выручки) необоснованных расходов и повышению нагрузки на потребителей, – пишет ФАС. – Учитывая вышеизложенное, расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам на 2016-2018 годы приняты органом регулирования в отсутствие надлежащего подтверждения необходимости их привлечения, в связи с чем подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при отсутствии такого обоснования — исключению из состава НВВ регулируемой организации.

За 2016-2019 годы в тариф были включены неподтвержденные расходы по данной статье в размере 250,5 млн рублей



Расходы на топливо

Федеральная антимонопольная служба опубликовала расходы на топливо, которые были внесены в необходимую валовую выручу и, соответственно, итоговый тариф.

Эти расходы, как заключила ФАС, требуют дополнительного экономического анализа и его отражения в экспертных заключениях органа регулирования.

«Таким образом, органу регулирования необходимо пересмотреть расходы на топливо (газ), приняв их в экономически обоснованном размере без учета индексации тарифов ГРО и ставок ПССУ в случае отсутствия проведения такой индексации ФАС России (в отношении газа, добываемого ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами). При этом пересмотр за 2016-2018 годы необходимо произвести с учетом фактически сложившихся затрат и их анализа согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1075.

Относительно цен на мазут ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования на 2016-2019 годы анализ экономической обоснованности расходов на приобретение мазута отсутствует, не приведен анализ рыночных цен на мазут в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, не приведены ссылки на обосновывающие документы, в том числе подтверждающие фактические затраты, а также на документы конкурсной документации», – отмечают антимонопольщики.


После такой масштабной проверки ФАС России признало департамент по государственному регулированию тарифов Воронежской области под руководством Евгения Бажанова виновным в ряде нарушений. Предписание находится в открытом доступе.


Как сообщает информированный источник «Блокнот Воронеж», департамент в целом в итоге проигнорировало предписание и с 1 октября 2020 года снизило тариф лишь на 1 рубль 29 копеек.

Любопытно, что при таких проблемах с расчетом экономической обоснованности расходов теплосетей и включении их в тариф депутаты городской Думы еще заикаются про то, что концессионеру не хватает денег на проведение инвестиционных кампаний. Поэтому, мол, надо повысить плату на 6,8%.

А если все эти расходы не имели экономической обоснованности, то, получается, воронежцы могли платить даже больше, чем того требовала реальная ситуация? Может, тариф надо не увеличить, а вообще оставить на прежнем уровне или даже снизить?

Кстати, сами депутаты гордумы признались, что толком не разбирались в предмете обсуждения. А кто-то просто убежал от неудобного вопроса.

«Блокнот Воронеж» готов опубликовать комментарии ПАО «Квадра» - "Воронежская генерация" и чиновников управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области по данной теме.

Владимир Смехнов

Новости на Блoкнoт-Воронеж
5
1
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое